?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Меня тут недавно спросили: "Стоит ли в библиотечном блоге обсуждать небиблиотечные реалии?" Не в бровь, а в глаз:-)
Частенько бывает, что впечатления от увиденного  "на стороне" мы тащим в наш рыжий блог, делимся ими с вами. И иногда эффект бывает равносилен рождению сверхновой... то есть рождается НЕЧТО, никогда прежде не случавшееся. Пусть не на небе, а на Земле, и даже не в столице, а в маленьком провинциальном Сарове.
Написанный весной пост-впечатление о премьерном спектакле "Карпуша forever", поставленном нашим саровским театром драмы, спровоцировал виртуальную цепную реакцию, которая сейчас активно развивается в соцсетях  и (кто знает?), возможно, она станет очередной культурной бомбой. А суть вот в чем:

Саровский ДРАМТЕАТР и ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА им. Пушкина
приглашают молодежь от 16 лет, родителей и педагогов
на обсуждение пьесы С.Руббе «Карпуша forever» и одноименного спектакля.
ВИРТУАЛЬНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ:
с 10 сентября по 13 октября в соцсетях вконтакте и фэйсбук
ОБСУЖДЕНИЕ В РЕАЛЕ
(только для Саровчан, к сожалению, у нас закрытый город):
14 октября в САРОВСКОМ ДРАМТЕАТРЕ, сразу после спектакля.


Подробности в видеоанонсе.   А здесь можно ПРОЧИТАТЬ ПЬЕСУ 
Нам интересно знать ваши ответы на вопросы:
- «Карпуша forever»: театральный взлет или падение, прорыв или скандал?
- «Карпуша forever» и «Закон о защите детей от вредной информации»: возрастной ценз спектакля и пьесы.
- Читатель и зритель: о "разнопрочтении" пьесы и театральной постановки
.
- Зачем люди ходят в театр?

- Саровский драматический театр. Ожидания зрителей и реалии.
- Должен ли театр отражать жизнь?
- К вопросу о ненормативной лексике и слэнге на сцене и в книгах

Свои мнения можно оставлять в комментариях к этому посту или в соцсетях вконтакте и фэйсбук.

 

Comments

( 51 комментарий — Оставить комментарий )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
wimaster
14 сент, 2012 22:16 (UTC)
Театр, как и любой другой вид искусства, учить думать и чувствовать. Искусство воспитывает душу, делает ее гибкой и подвижной, а это безумно важно, на мой личный взгляд. Точно так же и эта пьеса - она заставляет чувствовать, она заставляет задуматься, поэтому, безусловно имеет право на жизнь в театре. Отражать реалии театр, конечно же, должен, но ограничиваться только портретом современности - нет. В любом случае, те подростки, которые пришли посмотреть на скандальную "жизненную" постановку, вполне могут заинтересоваться спектаклями другого характера в том числе.
"Закон о защите детей..." я воспринимаю как издевательство и очередное доказательство жесткой цензуры в стране. В случае максимально активного его использования Россия имеет все шансы получить поколение "ванильных" дебилов, прошу прощения за резкие слова. Поэтому даже не считаю возможным обсуждать соответствие какого-либо произведения этому, с позволения сказать, закону.
По поводу ненормативной лексики и слэнга: лично я всегда относилась к ним положительно. Мне вспоминается случай с И. Буниным: однажды в Париже он очень торопился на вокзал, с трудом поймал такси и во время поездки все время подгонял водителя весьма крепким русским матом. Шофер, в свою очередь тоже оказавшийся русским эмигрантом, обернулся на шумного пассажира и сделал ему замечание:
- Знаете, господин хороший, я на флоте служил, но даже там я не слышал таких выражений!
На что Бунин ответил:
- А как Вы хотели? Я, все-таки, почетный член Академии изящной словесности!
Поэтому если мат является единственным способом выражать мысли - это, безусловно, не есть хорошо; но если он служит образованному человеку для более экспрессивного выражения своих эмоций, в нем и ничего плохого не вижу и вполне допускаю его использование в литературе.
Проживая в другой стране, не имею возможности увидеть постановку и ответить на вопросы о Саровском драмтеатре, к сожалению :)
rupasoff
15 сент, 2012 05:36 (UTC)
В "Карпуше" мата нет. (это к слову)
(без темы) - v_pereplete - 15 сент, 2012 10:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - wimaster - 15 сент, 2012 11:05 (UTC) - Развернуть
v_pereplete
15 сент, 2012 10:45 (UTC)
Поскольку в спектакле действительно нет мата, но резонанс в городе был именно в эту сторону, думаю, всем нам имеет смысл разобраться в понятии "ненормативная лексика". И хотелось бы взять немного шире и услышать мнение участников обсуждения о присутствии ненормативной лексики не только на сцене, но и в литературе.
Вот интересные ссылки по теме:
http://dedawolf.narod.ru/Lexicon.htm
http://lib.spnet.ru/koi.pl/NEWPROZA/KARALIS/s_02.txt
zalomov_lib
17 сент, 2012 19:18 (UTC)
О мате в литературе
Смотря для чего сужит в литературном произведении мат. Если ради соленого словца только - это в высшей степени не этично. Присутствие мата не должно быть самоцелью, как к примеру в "Русской красавице" Ерофеева или в иных пьесах Арбатовой... Этого мы и литературой с искусством назвать не можем.
Елена вот считает, что допустимо "небанальное образное выражение", то я считаю несколько по-иному. Мат допустим, если он однократен, к месту, и... если по другому произведение будет выглядеть ханжески зализанным. А я - не ханжа. Например, вполне допускаю такое в историческом произведении про войну. Я, так уж получилось, очень хорошо знаю, что в реальной рукопашной кричат не "Ура", а нечто иное...
Правда, когда сейчас плодят "криминальные детективщики" с матом и феней на каждой странице... Бр-р-р!
Писатель должен стараться быть выше такого, ведь не случайно по завещанию Нобеля, премия должна была вручаться не за лучшее произведение, как сейчас, а за лучшее ИДЕАЛИСТИЧЕСКОЕ произведение. За книгу - мечту! За книгу - сказку! За книгу, от которой будет плакать весь мир, и от которой все будут стараться сделать его лучше...
Но если по другому нельзя - писать с троеточием. Так попросту ЧЕСТНЕЕ
v_pereplete
17 сент, 2012 19:53 (UTC)
Re: О мате в литературе
Но обязательно ли текст будет "ханжески зализанным"? Мне кажется, слово способно бить очень сильно, и это не обязательно должно быть нецензурное выражение. Вернее, я убеждена, что НЕ-мат может ударить даже сильнее мата, если автор действительно талантлив и знает, какие струны читательской души задеть, чтобы добиться своей цели. Мат - он как крик, а кричащий человек - это, как правило, вышедший из себя человек, т.е. потерявший над собой контроль. Иногда тихий шепот, или спокойные, холодные/циничные слова действует громче, действуют так, как будто на человека ушат ледяной воды вылили.
dorogusha_nn
17 сент, 2012 19:36 (UTC)
ойойой...
хотела разразиться грандиозным постом... но, передумала, слишком много можно рассуждать.
Мат-не мат. Ну какая тут сенсация, оспади. Вот году в 99 на мюзикле "Волосы" (Нижний Новгород, Оперный театр, постановка Москва) актеры закончили первый акт представ перед публикой обнаженными. Вот это было да. Это был шок.
Что касается возрастного ценза, свою 10 ти летнюю дочь я на спектакль не поведу. Не потому что это ее испортит. Темы затронутые в постановке могут ее несколько напугать или, что скорее всего, будут просто непонятны и не интересны. Вот постарше -да, лет в 14. Когда она сама войдет в этот возраст тогда и поймет.
v_pereplete
17 сент, 2012 19:42 (UTC)
Это Вы зря, грандиозный пост был бы очень интересен. Когда мысль за чужую мысль цепляется, вообще интересно получается, кто знает, м.б. Ваш пост спровоцировал бы кого-то еще на рассуждения, споры и пр.
А пойдемте с нами на реальное обсуждение 14 октября? Заодно и развиртуалимся ))))) И друзей берите :-)
rupasoff
18 сент, 2012 05:09 (UTC)
Удивительно, что пусть и немногочисленные пока комментаторы сразу взялись про "мат" и "сенсацию". Повторяю "мата" нет. А что такое "сенсация"? Уверяю вас, дорогие зрители, театр не стремился к "сенсации". Все традиционно - поиск правды и попытка создать "жизнь человеческого духа" средствами традиционного театра - свет, звук, пластика и актерская игра - на материале современной пьесы. Из самых новых средств, только видеоинсталяция, да и то, этим саровчан уже давно не удивишь, в смысле "сенсации".
(Анонимно)
18 сент, 2012 12:37 (UTC)
ТЕАТР - одно из древнейших искусств. Он притягивает своей неповторимостью - непосредственным контактом живого искусства с публикой. Он очаровывает нас своей уникальностью - искусство творится "здесь", в данный момент, на наших глазах-глазах зрителей. Театральное искусство сегодня воспринимается скорее как какое-то аристократическое - ведь посещение ТЕАТРА стало похоже на некий обряд, к которому мы должны заранее подготовиться, настроится на определёённую волну (Это вам не в киношку сбегать). Поэтому когда идёшь в этот храм искусства, то ожидаешь увидеть что-то прекрасное. Во время просмотра Карпуши я, как и многие, испытала некое удивление. Зачем мне показывают, то что я каждый день слышу и вижу в реальной жизни. Те родители кто живут по принципу "Сыт обут и слава богу" в театр не ходят (а многим вообще всё равно где дети и что с ними). Мы долго, бурно обсуждали эту постановку в узком кругу, каждый остался при своём мнении. Но если подростки ходят на этот спектакль, значит им это НУЖНО!!!
Я вспомнила себя в их возрасте (эх давно это было). А меня ведь мама водила на "Маленькую Веру", билеты давали по предприятиям. Да, это не спектакль, но это было больше 20 лет назад. Тогда это было бомбой. А ещё мы в ж."МЫ" читали "Авария - дочь мента". Вот тогда у меня был ШОК - я такой жизни не видела и не знала, что так бывает. Мы в школе на переменах обсуждали взаимоотношения дочери и отца. Имено после этого прочтения я поняла почему родители задают мне постоянно эти "глупые" вопросы, мне было не понять , что они так за меня волнуются.
Каждый в праве сам решать куда ходить и что смотреть! Я в наш ТЕАТР всегда хожу с удовольствим. Игра актёров, их движения, пластика - покоряют! Рудченко выше всех похвал!!! Даже в Карпуше, в этой небольшой роли Ватрухина он был изумителен. Он сумел так точно передать характер, нрав своего героя, мне даже показалось, что я где то его встречала. Молодёжь тоже на сцене держиться не плохо.
Мне немного не по себе от того, что в нашем городе не принято ходить в театр с цветами :-((
;-)
rupasoff
18 сент, 2012 16:41 (UTC)
Ух, ты! Очень приятно читать точку зрения человека, который понимает и любит театр, и еще при этом знает предмет (я имею ввиду наш спектакль "Карпуша_forever"). Спасибо Вам, что не остались в стороне и вступили в диалог.

Будет жаль, если театр потеряет такого зрителя в своем желании ставить современную пьесу. Пожалуйста, приходите на другие спектакли. И на обсуждение "Карпуши..." приходите. Нам важно Ваше мнение.

С уважением, Александр Ряписов.
(Анонимно)
18 сент, 2012 18:48 (UTC)
Восхитила Светлана Киверская-мама, очень правдоподобна. Иногда ловила себя на ощущении, что где-то я уже видела эту мамашу)Вот она правда жизни

Андрея Руденко-Ватрухина даже не сразу узнала, сыграно отлично.

А бабушку было очень жалко. Сколько их таких - бабушек, на которых брошены дети(

P/S/ Молодых актеров видела впервые на нашей сцене, по-моему хорошо сыграли ребята. А в каких-то премьерных спектаклях они заняты?
rupasoff
19 сент, 2012 05:07 (UTC)
"Карпуша_forever" и есть премьерный спектакль на молодых актеров. Осенью будет "Оркестр Титаник".
v_pereplete
19 сент, 2012 08:33 (UTC)
Только что полчаса писала огромный развёрнутый комментарий с полной развёрткой моих впечатлений.
Жж комментарий не сохранил.
Сижу плачу. Не буду писать второй раз. Не могу.
rupasoff
19 сент, 2012 14:49 (UTC)
Я привык к таким фортелям в ЖЖ, потому приобрел привычку на всякий случай сохранять написаное обычной копипастой)) Жаль!
(без темы) - v_pereplete - 17 окт, 2012 10:44 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
19 сент, 2012 09:16 (UTC)
Александр! Мне очень приятно, что Вы оценли моё мнение.
На спектакли я как ходила, так и и буду ходить . Детский репертуар мы просмотрели весь. А вот взрозлый ... К сожалению не всегда получается выкроить время, но по возможности всё же стараюсь вырваться. На некоторые спектакли в новом сезоне пойдём с удовольствием второй раз. Что не смотрела постараюсь обязательно посмотреть. Ваша постановка «Приключения Сыроежки и её друзей» просто покорили. Мы так и не поняли кому больше понравилось нам взрослым, или детям. Насторожило только одно — великолепная игра Руслана Шегурова — детям больше всех понравился Мухомор, а хотелось бы чтобы они не очень были на него похожи.
Вернусь к "Карпуша forever". К этой постановке отношение конечно протеворечивое. Но, я думаю, что спектакль всё же НУЖЕН! Его должны посмотреть и подростки, и родители, и педагоги, и просто взрослые! Любой спектакль затрагивает какую-либо проблему, даже детский.
Карпуша затрагивает очень много наболевших тем — извечная проблема отцов и детей; замученная бабушка, изо всех сил старающаяся поставить внучку на ноги; подростковый максимализм; несчастная женщина-мать, пытающаяся устроить свою личную жизнь и т. д. Наверно действительно трудно, тяжело, больно смотреть со стороны на себя, на то общество в котором мы живём. Но иногда это нужно делать.
Я обязательно прочитаю пьесу в оригинале и очень постараюсь посмотреть спектакль второй раз и поучавствовать в обсуждении (но иногда обстоятельства бывают выше нас)
;-)
(Анонимно)
19 сент, 2012 10:45 (UTC)
В театр люблю ходить, люблю смотреть новые постановки, игру актёров, получать новые впечатления, свежие мысли. В «Карпуше...» меня зацепила фраза «счастлив тот, кто не знает угрызений совести». Очень правильно, актуально. Жить так, чтобы не было угрызений совести перед детьми, родителями, перед самим собой, обществом... В чём — то эти слова созвучны словам ( в своё время их часто цитировали) Н. Островского. Но звучат очень личностно. Каждый в них, как мне кажется, вложит что - то своё. Именно поэтому нашла и прочитала пьесу С. Руббе. Хорошо, если пойдут на этот спектакль подростки. Своей уже взрослой дочери, я посоветовала этот спектакль посмотреть. Обязательно должны посмотреть родители, у которых подрастают дети. Поднятая автором тема меня не обескуражила. Жизнь и TV подкидывает сюжеты куда круче этого. Свой выбор человек делает сам. Задача родителей, взрослых — помочь детям, помочь найти правильную дорогу в жизни, не потеряться. И если это можно сделать через театр, то хвала и честь всем, кто отважился эту пьесу ставить, играть, смотреть, осмысливать, обсуждать.
(Анонимно)
19 сент, 2012 11:53 (UTC)
Сергей Руббе
Поскольку у меня ни в Контакте, ни на Фэйсбуке нет своего аккаунта, то, с позволения модераторов этой совершенно чудесной страницы, я именно здесь поблагодарю инициаторов и организаторов обсуждения «Карпуши forever», а также всех тех, кто удосужился прочесть пьесу или сходить на спектакль. Огромное всем спасибо.
Что касается заявленных для обсуждения вопросов, то, по моим представлениям,
театр просто не может не отображать действительность. Мне кажется, что на протяжении всей своей истории театр ничем другим и не занимался. Другое дело, что смысл театрального представления, конечно же, вовсе не в том, чтобы передать на сцене реальную жизнь как можно точнее. Так же как и цель его не просто развлечение зрителя. Развлекая (а без этого тоже нельзя), театр еще и заставляет задуматься, то есть, иными словами, занимается воспитанием и образованием своего зрителя. Образованием не в том смысле, какой обычно приписывается энциклопедическому словарю, а, скорее, так, как в известном стихотворении отец объяснял крохе-сыну, что такое хорошо и что такое плохо. В книге отзывов Саровского драмтеатра была такая запись о «Карпуше»: как это, дескать, можно опускаться до обсуждения подобных тем со сцены? Я считаю, нельзя не опускаться. Хотел привести по этому поводу цитату Анатолия Эфроса, да не нашел нужной страницы, чтобы выписать дословно. Но смысл такой: театр непременно должен изображать «низкую» жизнь, нельзя только изображать ее низко или, другими словами, нехудожественно, буквально. Саровскому театру, полагаю, удалось избежать такого вот буквального изображения. Напомню, что жанр спектакля был определен постановщиком как (с)нежная фантазия. Он таким и получился – легким, щемяще-пронзительным, в меру смешным, в меру грустным, а главное – не только развлекательным. И пьесе, и спектаклю ставят в упрек, что проблема там заявлена, а решения ее не предложено. А я убежден: задача любого произведения – не отвечать на вопросы, а задавать их. Мне лично спектакль понравился. При этом я вполне допускаю, что кому-то он мог и не понравиться. О вкусах, как известно, не спорят. Правда, бывает и так, что некто идет, допустим, на «Горе от ума», и ему спектакль только лишь потому не нравится, что там на сцене в рифму разговаривают. (Но это к слову.)
Мне представляется, что в прозе, в эпическом повествовании автору гораздо проще обойтись без употребления бранных и матерных слов. Автор может, прикрывшись авторской речью, написать «Икс грязно и длинно выругался, помянув при этом мать и бабушку собеседника» или же «Игрек вслух пожелал, чтобы его собеседник пошел туда откуда родился». И всем все понятно. В «Карпуше» Ватрухин ударяет себя молотком по пальцу и произносит: «Ё!..» (то есть в тексте именно так и написано – одна буква и восклицательный знак) Разумеется, вместо «Ё!..» можно было бы написать «Ай!» или «Ой!», но, согласитесь, эффект получился бы не тот. Нельзя еще забывать, что впечатление о том или ином персонаже не в последнюю очередь складывается у читателя/зрителя от манеры этого персонажа выражать свои мысли. В конце концов, характер в пьесе выявляется только через язык и поступки. Возможно, кто-то заметил, что подростки в «Карпуше» разговаривают не одинаково. Так, например, Храпова использует в своей речи выражения «пипец» и «офуеть», а Тема – нет. Кстати, обратите внимание на написание этих слов. Не спорю, даже в таком произношении они режут слух, только ведь и палец можно порезать скальпелем, а можно – точилкой для карандашей. Конечно, надо уметь обходиться без нецензурных выражений. Но в «Карпуше» я обойтись без этого не сумел. Оправдываться не хочется: получилось так, как получилось.
К сожалению, не могу судить, соответствует ли и насколько «Карпуша forever» уровню других спектаклей Саровского драмтеатра, но считаю данный спектакль в художественном отношении достойным сцены любого театра: крепкая режиссура, отличная сценография, интересная музыка, которую помнишь еще долгое время после просмотра, и замечательная игра актеров. Думаю, по последнему пункту возражений точно не будет.
rupasoff
19 сент, 2012 16:51 (UTC)
Нелегко вступать в диалог с анонимами (простите, ради Бога, это не обзывательство, а констатация того, как выглядит страничка).

Итак, Первому анониму. Мне по-прежнему нравится ваша уверенная позиция и по отношению к жизни, и по отношению к театру. Хочу только уточнить. На мой взгляд, "Карпуша_forever" - и пьеса и спектакль - в первую очередь о том, как молодой человек (в нашем случае Вера Карпухина) вступает во взрослую жизнь. Какие метаморфозы происходят в её творческом сознании при первом же столкновении с действительностью. Во всяком случае, мы пытались читать и ставить так. Расскажу больше в реале 14 октября, если мне, конечно, позволят модераторы.

Второму анониму. Спасибо Вам за теплые слова. В начале сентября я делал вводы в спектакль и на последнем прогоне именно эти слова из сочинения ученицы 9 "б" класса в исполнении Александра Кочеткова, вдруг, зазвучали так мощно, что стало даже стыдно, что живем далеко не по ним.

Ну, и Сереже Руббе. Сергей! Как жаль, что мы не сумели встретиться на премьере. Жду обещанный монолог.
(Анонимно)
20 сент, 2012 10:25 (UTC)
Вааащее не понятно. Чё все носятся с этим спектаклем. Ну подросла деваха, ну врёт безмерно, ну ботают на своей фене. Чё обсуждат то? Чё за проблемы? Все через это проходят, вегда так было. Можно подумать вы по другому росли. Кто хочет пусть смотрит, кому непонраву - не ходите.
(Анонимно)
20 сент, 2012 12:10 (UTC)
Спектакль не смотрела, а пьесу сейчас прочитала...
Ощущение такое, что меня макнули в чан с д******. Мне хочется помыться и больше никогда это не читать. Я бы сравнила прочитанное с "Лолитой", но это произведение я не читала. Конечно, очевидно, если хотя бы капля восприятия осталась у таких Лопат, Храповых и Тайсонов, то их стоит вести на спектакль, а на нет и суда нет. Здесь можно мат рассматривать как средство привлечения подросков, они, наверное, отвлекуться всё-таки от своих телефонов, услышав такие слова. Не понимаю людей, которые не повели на "Карпушу..." своих детей 12-18 лет, как будто в спектакле есть что-то, чего они ещё не знают :))) А лично я бы на него не пошла. Мастерски, бесспорно, ярко. Этих героев я вижу каждый день в тысячах лиц, поэтому я бы не пошла на этот спектакль.
Катя С.
neulovimka
21 сент, 2012 06:33 (UTC)
Катя С.
Этих героев я вижу каждый день в тысячах лиц, поэтому я бы не пошла на этот спектакль.

Кстати, вот этот аргумент я слышу уже не первый раз. Мне интересно, это именно к театральным постановкам такое отношение или к искусству вообще?
Если ко всем видам искусства, то, выходит, вам совсем не интересны книги и фильмы о таких же людях, как вы, о простых "человеках", живущих обычной жизнью и день за днем постигающих её непростые законы. Если герои литературного произведения или кинофильма так обычны, что в них можно узнать своего соседа или знакомого, получается, что с ними не может произойти ничего интересного? Их жизнь и отношения не стоят ни внимания, ни анализа и не могут ничего научить? А мне всегда казалось, что любое произведение искусства становится ближе и понятнее, если удается в героях хотя бы частично узнать себя, увидеть со стороны свои действия, угадать чувства и мысли.
Если же такая установка относится именно к театру, то стоит ли тогда упрекать театр в архаичности, в том, что он стоит на месте и не находит живого отклика у современного зрителя. А именно такие претензии зачастую предъявляют к театру молодые.
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( 51 комментарий — Оставить комментарий )

Latest Month

Ноябрь 2016
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Tomohito Koshikawa