?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вы знаете, я в последнее время начала читать много профессиональной прессы. Крайне вдохновляет пример Мыши Библиотечной, которая ну постоянно читает что-то новое, постит какие-то бесконечные ссылки на бесконечные статьи... Ну вот и я тоже решила: а я что же сижу, ничем не интересуюсь, читаю профессиональную литературу раз в месяц дай бог. А ведь в методическом отделе столько интересных журналов!
И стала читать журналы в методическом отделе. И сразу же... Расстроилась.
Оказывается, главное для библиотекаря сейчас, как я поняла по этим журналам - это знать, как работает компьютер. Как найти что-то в интернете. Как не отставать от детей, предлагая им всё более совершенное компьютерное оборудование, как привлечь их внимание интересным сайтом и любопытной группой в Контакте. Кем должен быть библиотекарь сейчас? Видимо, он должен быть специалистом по новым технологиям. Он должен грамотно представить ребёнку клавиатуру и экран, объяснить, что такое интернет, как из интернета выудить нужные сведения. Статей о, собственно, книгах и чтении в тех журналах, что я прочитала (нет, я не буду говорить, что это за журналы), было примерно по одной штуке на номер. Да и те какие-то не шибко убедительные - в основном об опыте библиотекарей других стран.
Блоги, группы, форумы, электронная почта, интернет-конференции, вебинары... От всего этого запестрило в глазах. Вы бы могли воскликнуть: "Ах, как чудесно, что до нас дошёл прогресс!" А вот я не воскликнула. Если честно, мне от всего этого стало... Неуютно.
Люди, которые идеально понимают технику. Люди, которые цинично рассуждают о том, как удобнее с помощью рекламы воздействовать на умы людей, чтобы приобщить их к чтению и получению знаний. В каждой статье минимум эмоций, максимум практики. Это было как-то... Жутко. Я видела там всего две-три статьи, в которых я видела эмоциональное вовлечение в профессию.
С одной стороны, я понимаю, что это формат статей, и к чему тут эмоции или лирика. Люди пришли поделиться опытом. Если я хочу лирики, почему бы мне не почитать художественные произведения? Или вот есть даже стихи о библиотекарях, если я уж очень пожелаю почитать что-то эмоциональное.
И всё же я человек прошлого века. ) Я пользуюсь интернетом, на моём телефоне есть Wi Fi, я вполне поощряю скайп, люблю переписываться с друзьями по интернету, веду два основных личных блога, активно участвую в жизни одного литературного сообщества... И всё же я слишком традиционно мыслю для библиотекаря 21 века. Думаю, лет через пять меня уже можно будет сдавать в утиль...
Потому что для меня библиотекарь - это человек с книгой. А библиотека - это место, где книги, а не место, где ВАУ ВАЙ ФАЙ БЕЖИМ СКОРЕЕ КАФЕ ПОСИДЕТЬ В ИНТЕ СКАЙП ВСТРЕЧА ЭЛЕКТРОННАЯ РЕКЛАМА СМОТРИМ ПРЕЗЕНТАЦИИ РОБОТЫ ПРЕДЛАГАЮТ ПРОЧИТАТЬ ЭЛЕКТРОННУЮ КНИГУ ДАЙТЕ ОТСКАНИРУЕМ ВАШУ СЕТЧАТКУ. Увы. Я устарела. Я не могу это принять.
Хотя я рада, что большинство библиотекарей принимают эту точку зрения. ) Это значит, что в будущем библиотеки трансформируются и не погибнут. А это - хорошо. А моя личная точка зрения останется просто моей личной точкой зрения, которую я никому не хочу навязывать. ) Просто мне-то самой кажется, что книги сами по себе хороши, и без оркестра рядом.
А вы как считаете?

Comments

( 26 комментариев — Оставить комментарий )
ts_orsk
11 мар, 2013 15:31 (UTC)
+1
Я давно уже почти не читаю профессиональную прессу. Язвительно говорю на всех семинарах, что если раньше принимали на работу того, кто любит книги, то сейчас главное - умение работать на ПК. И хочу чтобы в библиотеки прежде всего покупали новые книги, а потом компьютеры.
Не скрою, что многие библиотечные блогеры меня просто смешат своей "продвинутостью", за которой лишь одни "понты" (извините за такое слово, по-другому не скажешь).
Библиотека должна быть библиотекой.
zalomov_lib
11 мар, 2013 15:57 (UTC)
Компьютеры нужны и важны, но... С одной лишь целью - подвести к книге читателя. А для этого - все средства хороши! Особенно сейчас, когда молодежь лишь на "понты" и смотрит. Единственное, что коробит (тут согласен с Вами), когда компьютер становится самоцелью, в отрыве от главного - хорошей книги. То, что от книги уходят сами бибиотекари - это прискорбно...
v_pereplete
12 мар, 2013 03:46 (UTC)
А я вот не согласна, что все средства хороши. Это всё равно, что сказать, что вы дадите им Кама сутру, лишь бы книгу читали. Так что...
zalomov_lib
12 мар, 2013 04:23 (UTC)
Я лишь хотел сказать, что не стоит пренебрегать ПК и новыми формами работы. Да и фраза: "Библиотека должна быть библиотекой" двусмыслена. Этак, можно докатиться до тоо, что библиотека должна только книги хранить и выдавать. Без выставок, без мероприятий, без буклетов...
Как в жутковатом библиотечном детективе-триллере "Имя розы". Помните, чем дело кончилось?
v_pereplete
12 мар, 2013 05:33 (UTC)
Мы с вами, видимо, читали разные книги "Имя розы" Умберто Эко. По мне, так это не жутковатая книга - и уж стопроцентно не триллер. ))) Это очень красивая история о книгах и о замечательных людях, кое-где ироничная, кое-где загадочная, но, главное, поражающая своим величественным слогом и стилем, своими идеями и своей пронзительной любовью к книгам.
Не думаю, что до финальной трагедии всё довело именно отсутствие выставок и буклетов. )))
Ну и потом, я же сказала, что считаю себя устаревшим библиотекарем. Вы останетесь в профессии, а я скоро устарею и вынуждена буду эту профессию поменять. ) Так что слава вам и вашему умению продвигать книгу в любых условиях. )
v_pereplete
12 мар, 2013 03:44 (UTC)
Ну, справедливости ради замечу, что новые компьютеры (для работы библиотекарей, а не детей) - это очень много сэкономленной валерьянки на "Это что за мерзкая табличка высветилась, пока я набираю текст для выставки?!" ))) Так что всё должно быть в меру, прогресс прогрессом, его нужно использовать, но - использовать, а не творить из него кумира. Мне нравится, как многие изящно обращаются с новыми технологиями, вплетая в них работу с книгой. Но когда я не могу получить информацию о книгах, потому что все рассказывают мне о блогах... Ну, ладно, я не маленькая, найду я такую информацию.
А вот новые книги - это... да. Дети спрашивают иногда продолжение цикла, а эх. Ну, будем надеяться, что будет на нашей улице праздник. )))
ts_orsk
12 мар, 2013 04:06 (UTC)
Наверно, у меня комментарий слишком категоричным получился)) А ведь тоже коллеги мучаются со старыми компами жутко. У меня компьютер, слава аллаху, хороший, по другому не могло бы быть - делаю много роликов "во славу книги", и пособий рекомендательных.
Все равно главное в нашей работе - книги. Так, говоря об Интернете и социальных сетей с коллегами и детьми, я более всего подробно всегда рассказываю о livelib.ru
Вообщем, согласна с вами во всем))
v_pereplete
12 мар, 2013 05:34 (UTC)
Да, я вижу, что мы с вами идём на одной волне, так что спасибо вам за комментарий. ) Приятно всё-таки встретить единомышленника.
И, кстати, у меня именно по той же причине хороший компьютер. ;)
zalomov_lib
11 мар, 2013 15:43 (UTC)
современный библиотекарь.
Приветствую.Давно вам не писала.Понимаю ваши чувства.Я тоже сначала приуныла.Тем более,что с компом дружу меньше вашего.Я читаю или проблемные статьи,или практические советы по проведению определенных мероприятий.Иногда находятся интересные формы и названия.Сейчас меня интересует проблема библиотечного мерчендайзинга.
v_pereplete
12 мар, 2013 03:47 (UTC)
Re: современный библиотекарь.
А что-нибудь интересное вам в последнее время попадалось? ) Можете порекомендовать?
zalomov_lib
11 мар, 2013 16:10 (UTC)
Библиотека - это место, где КНИГИ и все остальное, в том числе и "ВАУ ИНТЕРНЕТ" (а как хочется возгласа "ВАУ, КНИГИ!!!"). Вспомним хотя бы, откуда пошли мероприятия... Помните? С ликбеза, когда надо было поднять уровень грамотности с 20 до 90 процентов. И ведь подняли! Сейчас произошел спад на тот же, если не на более низкий уровень. А значит, придется применять и более примитивные механизмы - интернет, кафе, роботы-заманухи, презентации, ну и все прочее...
Вау, живой библиотекарь! (как в "училке 21 века")
Лишь когда с помощью этих механизмов этот уровень повысится - мы придем уже с книгами в руках.
В детстве на меня произвел впечатление роман Спрега Де Кампфа "Да не упуститься тьма".
Будем же использовать все возможности и знания, чтобы она не опустилась окончательно
library_bat
12 мар, 2013 02:07 (UTC)
Я тебе уже говорила, да видимо, придется озвучить для всех - не нравятся статьи в профессиональных журналах? Пишите свои... Описывайте свой успешный опыт привлечения читателей к бумажной книге :)
А то вот так критиковать - легко... а вы предложите что-то свое взамен.
v_pereplete
12 мар, 2013 03:39 (UTC)
А я тебе уже говорила, что пишу. )))
Не, я тебе сейчас объясню. Смотри, я по диплому филолог. Соответственно, многим мудростям я обучаюсь в процессе, не отрываясь от работы. Вот я не могу писать об успешном привлечении к книге, когда я сама ещё не проштудировала все труды о привлечении к книге. То есть, я хочу сказать, я не могу писать о навязанном мне опыте политикой библиотеки, я всё же считаю, что статью надо писать о каком-то прорыве и открытии, которое сам придумал. А чтобы что-то своё придумать, надо для начала полностью изучить базу - для генерации собственных идей. Так это я вчера уже поняла, что сдурила, взявшись за журналы, надо было книги брать и сборники статей с тематических конференций (эт меня ночью осенило). Потому что предполагается, что люди это уже знают. А я не знаю. Потому что я кто? Потому что Джонни у нас балда.
Видимо, открытий в области привлечения детей к книге через книгу у нас мало в последнее время. Ну вот начитаюсь, подумаю, придумаю, применю - обещаю статьи.
Я ведь не говорю, что они плохо пишут. Нет, интересные статьи. Просто перевес в теме какой-то жутковатый.
v_pereplete
12 мар, 2013 16:37 (UTC)
Этому спору ( в смысле, противопоставлению книги компьютеру и наоборот) не один год. По крайней мере, у нас в городе местные СМИ с этим вопросом приставали еще четыре года назад, даже статья была :-).
Просто компьютеризация библиотек идет неравномерно, особо продвинутые (их на самом деле единицы)уже "наигрались" и поняли, что интернет, компы и всякие разные сервисы - это лишь инструмент для продвижения книги (по крайней мере, так должно бы быть в библиотеках). А большинство только начинают "играть" и делают для себя открытия, которые некоторые уже открыли :-) Поэтому, думаю, и в профжурналах сейчас эта тема "на волне", поскольку это актуально "для большинства".
И, кстати, о библиотеках. Библиотеки (детские - особенно!) - это не только книги, но еще и очень-очень много общения (воспитательную функцию никто у нас не отменял, а какое же воспитание без общения?). И абсолютно все библиотеки - это еще и информация (не только книжная, не только художественная литература). Так что интернеты-сервисы-компы сейчас во многом служат библиотекам инструментом общения и распространения информации. Дальше - только от таланта библиотекаря зависит, сможет ли он через все новомодные наворочки привести читателя к книге или нет. Точно также и с обычными беседами - убери комп и все гаджеты, поставь двух разных людей - одного будут слушать, открыв рот и побегут потом за порекомендованной книгой, а от другого отвернутся. Всё может быть полезно. Но во главе угла стоит все-таки талалант общения, умения заинтересовать.
Ты говоришь, что "книги хороши сами по себе"? Я отвечу - да, безусловно. Но ты рассуждаешь, как истинный Читатель, изначально любящий книги и чтение. Это не всем дано, я уже говорила - по статистике, во все времена таких было не более 3-5% от всего общества.
Tanya Siroegkina
13 мар, 2013 08:37 (UTC)
Согласна с каждым вашим словом, библиотекарь должен быть талантлив и никакой компьютер не заменит общительного библиотекаря.
novator_ru
13 мар, 2013 23:00 (UTC)
А вот скажем, мне нужны материалы по бестраншейному способу прокладки коммуникаций, а вы мне общение вместо каталога электронного? :) Есть же научные библиотеки, или как их теперь называть и библиотекарь вряд ли будет знать все возможные "запросы"? :)
Tanya Siroegkina
14 мар, 2013 07:02 (UTC)
Вы не поняли, я не противник компьютеров в библиотеке, наоборот, очень приветствую все технические новшества, но посоветовать, обсудить, почитать вслух, может только библиотекарь. У меня большой контингент читателей школьного возраста. А по поводу бестраншейного способа прокладки коммуникаций, конечно, необходимо обратиться к электронному каталогу или посоветовать обратиться в научную библиотеку, опять же, посоветовать, а не ответить равнодушно: " У нас нет" и точка.
v_pereplete
12 мар, 2013 16:40 (UTC)
А вообще, что-то мы совсем не пишем в нашем блоге о книжных новинках, и о том, что прочитали недавно с удовольствием тоже перестали писать.
casey_lin
12 мар, 2013 18:48 (UTC)
Я не могу, я больно взрослые книжки читаю. ))) Меня за их рекомендацию посадят лет на 10, будете мне апельсины носить, а у меня аллергия на них... )))
library_bat
13 мар, 2013 01:59 (UTC)
А еще ты "неправильный" журнал, скорее всего, взяла :) Возьми какую-нибудь "Библиотеку" или "Библиотеку в школе" :) А еще лучше - "Библиотековедение" :))))
v_pereplete
15 мар, 2013 06:06 (UTC)
Ладно. ))) Вообще, я думаю уже какой-нибудь журнал начать выписывать, только никак не разберусь, какие какие. ))) Да и книги-вязание-Коломбо... )))
Валентина Тарасенко
14 мар, 2013 08:19 (UTC)
Какой серьезный вопрос затронут!!!! Много сейчас говорим об образе библиотекаря.Какой он библиотекарь 21 века? Мои мысли созвучны с автором строк. У меня тоже были такие размышления. Увлекшись ITтехнологиями, бежала... бежала... А потом вдруг задалась вопросом"Куда бегу?" Какая-то гонка получается...Создала один блог, другой, обучение в местном центре информационных технологий, дистанционное , одно, другое... И так до бесконечности? Технологии совершенствуются, быстрее чем я бегу. Соц. сети, блоги, новые здания библиотек, новые книги... Зачем? Остановила свой бег, осмотрелась. А чего дети хотят, читатели. Им нужно мое внимание, моя помощь в чем? А им нужно проявление чувств, участия, внимание, и пр. Им надо за короткий промежуток времени усвоить больший поток информации, чем нам когда-то. И не просто прочитать, а осознать, переработать, переварить, соориентироваться. И я сейчас занимаюсь с детьми творчеством. Учим буквы, учимся читать, писать стихи, сочинять книжки, иллюстрировать и пр. Есть театр книги. Блоги они в помощь детскому творчеству, раскрытию детских талантов, что бы собрать свои творения, показать другим. Социальные сети они нам в помощь для процесса работы, написать сообщения, объявления, поделиться интересным материалом. Мы занимаемся упражнениями для глаз, делаем физкультминутки для мышц речевого аппарата и пр. Мне стало комфортно самой с собой. Никак не чувствую себя отставшим библиотекарем. Участвую во всех интересных обучающих семинарах, тренингах, воркшопах. И хотя мне за...50, я чувствую себя прогрессивным библиотекарем, а не отсталым. Самый главный мой показатель сейчас - это спрос. У меня есть ученики, их не так много, как хотелось бы... но они есть. Что меня радует - успехи моих учеников. Часто задаю я вопрос "А помните ли вы имя библиотекаря?" Утвердительно отвечают очень редко. Значит библиотекарь не оставил след в жизни ребенка, взрослого человека. А отсюда престиж нашей профессии. И вопрос А ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ?
v_pereplete
15 мар, 2013 06:13 (UTC)
Просто в двух этих областях: эмоциональная и информационная, имхо, должна быть полная гармония. Вот я пишу детям в Контакте. Теоретически - новая технология. Но я пишу им что-то душевное - соответственно, всё нормально. )
Ну, у меня дети постарше, им физкультминутки уже скучновато делать, но я поняла вашу мысль. ) Не хочется развязывать войну и вставать на какую-то сторону баррикад: я просто высказала своё личное мнение, скорее как человека, чем как библиотекаря конкретной библиотеки. )
У нас работает библиотекарь, которого помнит ВЕСЬ город. Моя мама тоже. ))) Всё время ей привет передают, все говорят о ней с улыбкой, очень её любят. Я очень хочу быть такой же, как она. ))) Может быть, когда-нибудь, если не устарею. )
В общем, это, на самом деле, похоже на космическую программу, когда строят космические корабли, а не могут разобраться с экологией на планете.
v_pereplete
16 мар, 2013 07:43 (UTC)
Валентина, м.б., Вы продублируете свой ответ для участников этой дискуссии: http://www.facebook.com/groups/169569279812005/permalink/344047539030844/
А то там ученые совета просят :-)
(Анонимно)
9 сент, 2013 19:30 (UTC)
Устаревший библиотекарь
Драгоценнейшая, это не Вы устарели. Это человеки, ставшие приложением к своим гаджетам, просто перестали понимать где низ, где верх.
Зачем электронные "примочки"? Для ускорения обмена информацией.
А как быть, если обмениваться толком-то и нечем? К чему гаджет, если в него нечего вложить, кроме "вау" или "упс"?
Вас не нужно, кажется, убеждать, что культура - это не "сумма технологий".
Надеюсь, что и многие другие взалчут, ощутив пустоту за своими ЖК-дисплеями.
( 26 комментариев — Оставить комментарий )

Latest Month

Ноябрь 2016
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Tomohito Koshikawa